Для ТЕБЯ - христианская газета

Шахматы как логика для жизни
Публицистика

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Шахматы как логика для жизни



Логика «искусство рассуждения» - оказывается столь необходимой и неизбежной в качестве инструмента всякого мышления, что даже те, кто отмежевывается от нее, вынуждены, тем не менее, прибегать к логическим формам, чтобы обосновать свой отказ от логики. Определений термина «логика», что наиболее верное из них – способность грамотно мыслить. Многие люди предпочитают развивать логику, шахматы — игра, требующая от человека последовательности, расчета, развивающая мышление и логику. Понимая, какой серьезный козырь они будут иметь перед теми, кто вообще разучился мыслить логически. «Во всем надо искать логику. Где ее недостает, надо подозревать обман» -/А.Конан Дойл/. Все просто: или вы научитесь логически мыслить, или до конца дней своих вы будете отвратительно играть в шахматы. «На мой взгляд, - говорит Иван Конев, полководец, - если считать шахматы игрой, то нет ей равной среди игр по тренировке памяти и логике мышления, по воспитанию выдержки, силы воли и других ценных качеств человеческого характера».
«Впрочем, желательно нам слышать от тебя, как ты мыслишь» -
«Деян.28.22/, каково твоё мнение или отношение, именно суть того, в чём ты так твёрд и так хорошо осведомлён, к чему ты так расположен» - /М.Генри/.
Широко известно высказывание великого Гете: «Шахматы – это пробный камень человеческого ума». Шахматы – логичная игра. Все ходы взаимосвязаны, подчинены общему плану и вытекают из существующего положения. Умение логически мыслить развивается от партии к партии, от учебника к учебнику. Причем процесс этот идет как бы сам собой, без особых усилий. Игра сама обучает ваш мыслительный аппарат умению строить логические конструкции. «Шахматы - безусловно, как по природе своей, так и по истории своего происхождения, — заслуживают того, чтобы стать массовой народной игрой, в большей степени, чем предметом турнирных состязаний, которые, конечно, всегда будут необходимы как образец и стандарт».
«Жизнь — это партия в шахматы»- /Сервантес/. «Шахматы - это тихая игра музыки разума» - /Леонид С. Сухоруков/. «Человек действует в жизни подобно тому, как двигает фигуры на доске, тут нечего добавить. В каждом ходе видна сущность характера» - /Альберт Санчес Пиньоль/.
Шахматы - это настоящее зеркало культуры. «Мир — как доска с белыми и черными полями, принимающая в себя людей, словно шахматные фигуры». «В жизни, как на шахматной доске, – проповедовал Цессолес, – каждая фигура имеет не только свои права, но и обязанности». «Шахматы учат правильно оценивать свои силы, анализировать, логически мыслить, не говоря уже о том, что шахматы развивают память» - /А.Карпов/.
В 1798 году Бенджамин Франклин сказал: «Так же, как огранка алмаза превращает его в бриллиант, занятия шахматами позволяют раскрыть умственные способности». Например, пешка не является априори худшей фигурой по сравнению, скажем, с ладьей. В шахматах вообще не бывает плохих и хороших фигур, бывают хорошая и плохая позиционная картина, расчет и стратегия. Навыки, полученные при игре в шахматы, помогают в жизненных ситуациях, в политике и в бизнесе, когда нужно принять решение при множестве переменных и ограниченном времени, и, наоборот, жизненный опыт неизбежно привносится в игру.
«Церковь не против шахмат, поскольку в отличие от азартных игр, духовно разрушающих человека, шахматы привносят в нашу жизнь только доброе и хорошее, а значит, укрепляют нас также и с нравственной стороны... » Митрополит Алексий (Поликарпов). В то время как итальянская школа недооценивала роль пешек, Филидор выступил с парадоксальным заявлением, что именно пешки – «душа шахмат» и что сила фигур в значительной мере зависит от пешечной структуры, а та, в свою очередь, часто диктует наиболее целесообразную стратегию игры.
«Благородная игра — шахматы. Благородная необыкновенной, философской стройностью. Ее глубины открываются только для посвященных, и чем глубже вы постигаете ее, тем более широкие горизонты открываются перед вами. Как в философии, как в математике, как в поэзии.
Один умный человек сказал, что шекспировские драмы никем не написаны: они такое же произведение природы, как воздух, вода, солнце. Точно так же и шахматная игра не сочинена никем: она управляется теми же законами, повинуясь которым всходит и заходит солнце, растет дуб и поет соловей.В ней нельзя ничего прибавить и ничего убавить».(Газета «Русское Слово». 1904 год).
Шахматы в жизни замечательных людей. Петр I в юношеские годы с интересом относился к шахматной игре; особенно увлекся он шахматами во время путешествий. Он не только отменил существовавший тогда запрет на них, но и популяризовал шахматы при каждом случае, введя традицию шахматных уголков на придворных балах.
Американский политик и педагог XVIII в. Б. Франклин рассматривал шахматы с воспитательной, этической и моральной стороны. В своей работе «Morals of chess» (первой шахматной книге в Америке) он обращает внимание на формирующие характер свойства игры: выработку способности заглядывать в будущее и взвешивать последствия, развитие чувства рассудительности, осмотрительности и ответственности за свое решение. «Некоторые очень ценные качества ума, необходимые в человеческой жизни, требуются в игре в шахматы и укрепляются в ней настолько, что становятся привычкой, которая полезна во многих случаях жизни. ...Играя в шахматы, мы приобретаем привычку, не падать, духом и, надеясь на благоприятные изменения, упорно продолжать поиски новых возможностей. Игра настолько изобилует разнородными ситуациями, подверженными неожиданным изменениям, что она вырабатывает способность находить выход, казалось бы, из непреодолимых трудностей... В шахматной игре мы видим пример того, как даже скромный успех может поднять веру в собственные силы, а невнимание — привести к потерям».
«Посредством шахмат воспитывается свой характер. Шахматы, прежде всего, учат быть объективными. В шахматах можно стать большим мастером, лишь осознав свои ошибки и недостатки. Совершенно так же, как в жизни».
Мир шахмат несравненно проще мира реального. Но он достаточно сложен и содержателен для того, чтобы совершенствуясь в шахматном мастерстве, люди обогащали бы тем самым и свои представления об объективных закономерностях самой жизни. Основные законы логики, диалектики и эстетики не зависят от области их проявления. Логика ученого и полководца, учителя и врача, предпринимателя и фермера – это та же логика, которой подчиненно и мышление шахматиста. И точно так же как нет никакой «отдельной шахматной логики», не существует и никакой «отдельной шахматной эстетики. «Вспоминая яркие партии... мы отдаем себе отчет в том, что наше восхищение ими основано на глубоком эстетическом чувстве, своеобразном, но ничем не отличающемся от чувства, охватывающего нас перед красотой здания, гармонической красотой природы или физическом совершенстве человека».
«Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти» - /Василий Сухомлинский – педагог/. «В шахматах можно сделаться большим мастером, лишь осознав свои ошибки и недостатки. Совершенно так же, как в жизни» - Александр Алехин.
Как писал известный русский мастер И. Шумов: «Для успеха в шахматах требуется уменье двигать массами разнородных сил, выигрывать время, пользоваться ошибками неприятеля, заменять малочисленность выгодной позицией. В шахматной игре, как и в битве, есть минуты вдохновения, внезапно решающие участь сражения, дающие ему неожиданный оборот».
«Шахматное творчество – это, прежде всего продукт глубокого продуманного, тщательно систематизированного научного подхода к древнему шахматному искусству. Поэтому даже кратковременная совместная работа означает приобщение к научному методу, ознакомление с важнейшими законами шахматной стратегии, выработанными за века увлечения человечества этой безграничной и бесконечной игрой, таящей в себе одновременно элементы науки, искусства и спорта».
«Много качеств должен иметь и непрерывно совершенствовать человек, желающий стать гроссмейстером. Определяя качество шахматного мастерства, мы должны потребовать от будущего гроссмейстера хорошего здоровья и нервов, выдержки и спокойствия, честолюбия и настойчивости – в общем, всего того, что подходит под категорию спортивных черт. Сколько талантливым шахматистам этого как раз не хватало. Но не эта сторона нас сейчас интересует – мы ведём разговор о мастерстве чисто шахматном».
«Шахматы – игра келейная, камерная, - утверждают некоторые специалисты. – Для того чтобы добиться в ней успеха, гроссмейстер должен дома, в тиши кабинета, отрабатывать свой стиль, искоренять недостатки и ошибки, открывать новые пути, доселе неизвестные, в бесконечных теоретических дебютных вариантах».
«Лишь после того, как мы глубоко изучим известное, можно уверенно сделать шаг в сторону и окинуть взором общую картину.
Тогда открываются неведомые горизонты, старые знания приобретают новый смысл и новаторство становится не исключением, а нормой» -
/Г.Каспаров/. «Шахматы не для слабых духом» - /Вильгельм Стейниц/. «Многие наши военачальники считают шахматы очень нужной и полезной игрой. Ведь они развивают у воина, будь он солдатом или генералом, важнейшие качества — умение предвидеть ход событий, умение почувствовать тот момент, когда следует перехватить у противника инициативу…» - /Иван Х. Баграмян (1897-1982) Маршал Советского союза/. «То же самое выражение, какое бывает у шахматиста, оценившего всё коварство очередного хода противника и решившего достойно его парировать» - /А.Конан-Дойл/.
Будучи психотерапевтом и специалистом в области психологии спорта, Джузеппе Сгро подчеркнул этическое измерение игры в шахматы: человечность, соблюдение правил, уважение другого человека, воспитание ответственности. «Все это, – подчеркнул психолог, – может быть передано на невербальном уровне нашим детям уже в раннем возрасте и может стать реальным противостоянием проблемам детской агрессивности и издевательств над сверстниками». Практический анализ ученых доказал, что из числа людей, умеющих играть в шахматы, как правило, вырастают многие выдающиеся специалисты, ученые и руководители большого государственного масштаба. В подтверждение сказанному напомню, что вице-премьер Правительства России Александр Жуков является кандидатом в мастера спорта по шахматам, он же является и президентом Федерации шахмат России. Многократный чемпион мира Михаил Ботвинник был выдающимся ученым, доктором технических наук. Министр информационного развития Молдовы Владимир Моложен является опытным шахматистом и возглавляет Федерацию шахмат Молдовы. Воспитанник шахматной школы Молдовы мастер ФИДЕ Сергей Вырлан, благодаря шахматам, сумел защитить степень доктора информатики. В настоящее время он работает профессором в парижском Университете. Международный гроссмейстер Каролина Смокина стала не только членом олимпийской сборной Молдовы по шахматам, но и в свои 29 лет защитила степень доктора международного права и в настоящее время заведует кафедрой Кишиневского международного Университета УЛИМ.
В.А.Сухомлинский так писал о пользе шахмат для развития детей: «Шахматы – превосходная школа последовательного, логического мышления. Правильный, разумный ход рассуждений – принятий решений. Получая жизненный опыт и образование, люди, так или иначе, осваивают логику, но далеко не всегда ею пользуются и не всегда у них логика поднимается до уровня мудрости. «Сядьте за благородную шахматную доску, состязание приносит почётный венок» -/Ян де Брай/.
Если человек постоянно играет в шахматы, то это принижает его честь и достоинство. Слишком сильное увлечение отвлекает от добрых дел, заставляет человека быть «рабом» одной из страстей. Полное отрицание приводит к отсталости. Есть над, чем задуматься! «Что для одного логично, то для другого безумно» - /Дэвид Росси/: «Иов сказал ей: «ты говоришь как одна из безумных» - /Иов 2.10/. Христианская логика – это тончайшая нить, собственно связывающая со Христом, оборвать которую – проще простого! Благоразумный человек в логике - познает, что духовная жизнь покоится в первую очередь на разуме, - и благоразумные же достигают в ней наибольшего успеха. Если мы оценим учение Иисуса с точки зрения логики, здравого смысла, то увидим, что оно безупречно: «слова истины и здравого смысла» - /Деян.26.25/.

Источники: Библия. А.Алехин (1892-1946), четвертый чемпион мира, по шахматам. А.Котов – шахматист – писатель. - /И. Дьяков, Н. Петровский, П.Рудик «Психология шахматной игры» (1926).


Об авторе все произведения автора >>>

Буравец Валерий, Златоуст, Россия

 
Прочитано 5441 раз. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Отзывов пока не было.
Мы будем вам признательны, если вы оставите свой отзыв об этом произведении.
читайте в разделе Публицистика обратите внимание

Авторитетная ложь особенно опасна - Николай Погребняк
Эта статья возникла, как рассуждение о всемирной лжи (на примере Теории эволюции), а так же как анализ этапов познания мира человечеством. Но постепенно направленность статьи изменилась, возникли вопросы: как же жить в этом мире, если ложь такая всесильная? И чудесным образом прозвучал ответ Божий - ответ для тех, кто ждет ответа.

Простой человек - Васильева Валентина Яковлевна

Исход - Сокольников Олег

>>> Все произведения раздела Публицистика >>>

Поэзия :
Тут поучаствовал Бог! - Алла Войцеховская

Поэзия :
В Австралии на улицах Сиднея (стих Веры Кушнир) - Надежда Горбатюк
Несколько лет назад в баптистской церкви в Кристал Паллас на юге Лондона подходило к концу утреннее воскресное служение. В это время в конце зала встал незнакомец, поднял руку и сказал: «Извините, пастор, могу я поделиться небольшим свидетельством?» Пастор взглянул на часы и ответил: «У вас есть три минуты.» Незнакомец сказал: «Я лишь недавно переехал в этот район, я раньше жил в другой части Лондона. Сам я из Сиднея, Австралия. И несколько месяцев назад я навещал родственников и прогуливался по Джордж Стрит. Это - улица в Сиднее, которая пролегает от бизнес кварталов до Рокса. И странный седовласый мужичок вышел из магазина, сунул мне в руку брошюру и сказал: «Извините меня, сэр, вы спасены? Если бы вы умерли сегодня, пошли бы вы на Небеса?». Я был потрясен этими словами. Никто мне никогда этого не говорил. Я вежливо поблагодарил его и всю дорогу в самолете до Хитроу я был озадачен этим. Я позвонил другу, который жил неподалеку от моего нового места жительства, и, слава Богу, он оказался христианином. Он привел меня ко Христу. Я - христианин и хочу присоединиться к вашему собранию.» Церкви обожают такие свидетельства. Все аплодировали, приветствуя его в собрании. Тот баптистский пастор полетел в Аделаиду в Австралии на следующей неделе. И десять дней спустя посреди трехдневной серии собраний в баптистской церкви в Аделаиде к нему подошла женщина за консультацией. Он хотел удостовериться в каком положении она находится перед Христом. Она ответила: «Я раньше жила в Сиднее. И всего пару месяцев назад я посещала друзей в Сиднее, и в последние минуты делала покупки на Джордж Стрит, и странный небольшого роста седовласый старичок вышел из дверей магазина, подарил мне брошюру и сказал: «Извините меня, мадам, вы спасены? Если бы вы умерли сегодня, вы бы пошли на небеса?» Меня взволновали эти слова. Вернувшись в Аделаиду, я знала, что в квартале от меня находится эта баптистская церковь, я разыскала пастора, и он привел меня ко Христу. Так что, сэр, я христианка.» На этот раз этот лондонский пастор был очень озадачен. Уже дважды за две недели он услышал одно и то же свидетельство. Затем он полетел проповедовать в баптистскую церковь Маунт Плезант в Перте. И когда его серия семинаров подошла к концу, пожилой старейшина церкви повел его обедать. Пастор спросил: «Старина, как ты получил спасение?» Он ответил: «Я пришел в эту церковь в пятнадцать лет через Бригаду Мальчиков. Но я никогда не посвящал себя Иисусу, просто запрыгнул в фургон вместе со всеми. Из-за своей деловой хватки я достиг влиятельного положения. Три года назад я был в деловой поездке в Сиднее, и надоедливый несносный старичок вышел из дверей магазина, дал мне религиозный трактат (дешевая макулатура!) и пристал ко мне с вопросом: «Извините меня, сэр, вы спасены? Если бы вы умерли сегодня, вы бы пошли на небеса?» Я пытался сказать ему, что я баптистский старейшина, но он меня не слушал. Всю дорогу домой до Петра я кипел от злости. Я рассказал это пастору, думая, что он поддержит меня, а мой пастор согласился с ним. Он годами волновался, зная, что у меня нет взаимоотношений с Иисусом, и он был прав. Таким образом, мой пастор привел меня к Иисусу всего три года назад». Лондонский проповедник прилетел обратно в Великобританию и выступал на Кессекском съезде в округе Лэйк и рассказал эти три свидетельства. По окончании его семинара четыре пожилых пастора подошли и сказали: «Кто-то из нас получил спасение 25, кто-то 35 лет назад через того же мужчину небольшого роста, который дал нам трактат и задал тот вопрос». Затем на следующей неделе он полетел на подобный Кессекский съезд миссионеров на Карибах и поделился этими свидетельствами. В заключении его семинара три миссионера подошли и сказали: «Мы спаслись 15 и 25 лет назад через тот же вопрос того невысокого мужчины на Джордж Стрит в Сиднее.» Возвращаясь в Лондон, он остановился в пригороде Атланты Джорджия, чтобы выступить на конференции корабельных капелланов. Когда подошли к концу три дня, в течение которых он поджигал тысячи корабельных капелланов для завоевания душ, главный капеллан повел его на обед. И пастор спросил: «Как вы стали христианином?» Тот ответил: «Это было чудо! Я был рядовым на военном корабле Соединенных Штатов и жил распутной жизнью. Мы проводили учения на юге Тихого океана и пополняли запасы в доке Сиднейского порта. Мы с лихвой оторвались в Кингз-Кросс, я был пьян в стельку, сел не на тот автобус и сошел на Джордж Стрит. Когда я вышел из автобуса, я подумал, что вижу приведение: пожилой седовласый мужичок выскочил передо мной, всунул мне в руку брошюру и сказал: «Матрос, вы спасены? Если бы вы умерли сегодня, вы бы пошли на Небеса?» Страх Божий обрушился на меня тут же. От шока я протрезвел и побежал обратно на корабль, разыскал капеллана, который привел меня ко Христу, и я вскоре начал готовиться для служения под его руководством. И вот под моим руководством сейчас свыше тысячи капелланов и мы сегодня помешаны на завоевании душ.» Шесть месяцев спустя этот лондонский проповедник полетел на съезд 5000 индийских миссионеров в отдаленном уголке северо-восточной Индии. Человек, отвечавший за съезд, скромный нерослый мужчина, повел его к себе на незатейливый обед. Проповедник спросил: «Как вы, будучи индусом, пришли ко Христу?» Тот ответил: «Я находился на очень привилегированной должности, работал в индийской дипломатической миссии и путешествовал по миру. Я так рад прощению Христа и тому, что Его кровь покрыла мои грехи. Мне было бы очень стыдно, если бы люди знали, в чем я был замешан. Одна дипломатическая поездка занесла меня в Сидней. Перед самым отъездом я делал покупки, и, обвешанный пакетами с игрушками и одеждой для моих детей, я шел по Джордж Стрит. Обходительный седовласый мужичок вышел передо мной, предложил мне брошюру и сказал: «Извините меня, сэр, вы спасены? Если бы вы умерли сегодня, вы бы пошли на Небеса?» Я поблагодарил его, но это взволновало меня. Я вернулся в свой город и нашел индусского священника, но он не мог мне помочь, зато он дал мне совет: «Просто чтобы удовлетворить свое любопытство, пойди и поговори с миссионером в миссионерском доме в конце улицы». Это был судьбоносный совет, потому что в тот день миссионер привел меня ко Христу. Я немедленно бросил индуизм и начал учиться для служения. Я оставил дипломатическую службу, и вот я, по благодати Божьей, руковожу всеми этими миссионерами, и мы завоевываем сотни тысяч людей для Христа». Наконец, восемь месяцев спустя, баптистский пастор Кристал Палас служил в Сиднее, в его южном пригороде Гаймейр. Он спросил баптистского служителя: «Знаете ли вы невысокого пожилого мужчину, который свидетельствует и раздает трактаты на Джордж Стрит?» Он ответил: «Знаю, его зовут мистер Генор, но я не думаю, что он все еще этим занимается, он слишком слаб и стар.» Проповедник сказал: «Я хочу с ним встретиться.» Два вечера спустя они подошли к небольшой квартирке и постучались. Невысокий, хрупкий мужчина открыл дверь. Он усадил их и заварил чай, но был на столько слаб, что из-за дрожания расплескивал чай на блюдце. Лондонский проповедник поведал ему все истории, произошедшие за последние три года. Слезы текли по глазам невысокого старичка. Он сказал: «Моя история такова: я был рядовым матросом на австралийском военном корабле и вел распутную жизнь, но в моей жизни наступил кризис, я на самом деле зашел в тупик. Один из моих коллег, чью жизнь я буквально превращал в ад, оказался рядом, чтобы помочь мне. Он привел меня к Иисусу, и за сутки моя жизнь перевернулась, ночь превратилась в день, я был так благодарен Богу! Я обещал Ему, что буду делиться Иисусом в простом свидетельстве по меньшей мере с десятью людьми в день, как Бог будет давать мне силу. Иногда я был болен и не мог этого делать, но тогда в другие разы я наверстывал. Я не был параноиком в этом, но я делал это свыше сорока лет, а когда я вышел на пенсию, самым лучшим местом была Джордж Стрит – там были сотни людей. Я получал множество отказов, но многие люди вежливо брали трактаты. Сорок лет занимаясь этим, я до сегожняшнего дня ни разу не слышал об обращении хоть одного человека к Иисусу.» Я бы сказал, что это точно посвящение. Это должна быть чистая благодарность и любовь к Иисусу, чтобы делать это, не слыша ни о каких результатах. Моя жена Маргарита сделала небольшой подсчет. Этот, не обладавший харизмой баптистский мужичок, повлиял на 146100 человек. И я верю, что то, что Бог показывал тому баптистскому проповеднику, было лишь самой верхушкой верхушки айсберга. Только Бог знает, сколько еще людей было приведено ко Христу. Мистер Генор умер две недели спустя. Можете ли вы себе представить, за какой наградой он пошел домой на небеса? Я сомневаюсь, что его портрет мог бы когда-нибудь появиться в журнале Харизма. Вряд ли бы о нем когда-нибудь появилась похвальная статья с фотографией в журнале Билли Грэма «Решение», какими бы прекрасными ни были эти журналы. Никто, за исключением небольшой группы баптистов на юге Сиднея, не знал о мистере Геноре. Но я скажу вам - его имя было знаменито на Небесах. Небеса знали мистера Генора, и вы можете себе представить приветствия и красную ковровую дорожку и фанфары, которые встретили его дома!

Поэзия :
Во сне ... - Евгений Крыгин

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Публицистика
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100